Классный час в 4 классе
Тема: «Наши права и обязанности. Учимся думать о себе и о других»
Цель:
- обобщить знания детей об
основных правах ребёнка;
- развести понятия «права» и
«обязанности», показать единство прав и обязанностей;
- воспитывать уважение к высказываниям
одноклассников, их правам.
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом –
Станет радостно кругом!
Кто, скажите, в странах этих
Не спешите, не пытайтесь
Главных много – выбирайте,
Но главней, нужней, важней
Кем он станет завтра,
Всей Земле права его – Вот вам задание:
напишите на листочках, какие вы знаете права человека. Работайте в группах,
дружно и слаженно. (Идет работа в группах.) Молодцы! Давайте заслушаем
ответы.
- право на труд;
- право на отдых;
- право на защиту чести и достоинства;
- право на образование;
- право на медицинское обслуживание.
(Германия- Гитлер, Беслан, Ирак – Америка)
За своё будущее мы все в ответе!
Права и обязанности свои знайте,
Хорошими людьми вырастайте!
Оборудование:
Ход занятия
I.
Приветствие:
Скажем
«Здравствуйте» руками!
Учитель: Радостно от того, что мы собрались снова вместе для
серьёзного разговора. Тема нашего сегодняшнего классного часа: «Наши
права и обязанности. Учимся думать о себе и о других».
В каком значении употреблено выражение «думать
о себе и о других»? (Думать – размышлять; думать - заботиться о ком-то).
II.
Целеполагание:
Ученик 1: Очень много
стран на свете,
Это знает каждый.
Самый-самый важный? (Пауза)
Дать ответ в один момент,
Там король, здесь –
президент.
Ученик 2: Про вождей и про царей
Знаем мы с пелёнок,
Для страны – ребёнок!
Маленький и нежный?
Право на надежду!
III.
Основная часть.
1. Беседа о правах человека.
Учитель: Текущий месяц богат событиями,
которые очень важны для страны, для всех её жителей и проходит как месячник
правовой культуры. Почему? (В декабре появлялись все важнейшие
документы, определяющие, какой должна быть жизнь человека: «Декларация прав
человека», «Конституция Российской Федерации» «Конвенция по правам ребёнка» – в
ноябре).
(Демонстрация слайда)
А 20
ноября по правовому календарю – Всемирный день прав ребёнка. Наш
разговор о том, какие права ребёнка вы знаете, как вы их понимаете.
-Что такое право? (Совокупность установленных и
охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения
между людьми)
(Демонстрация слайда)
Где бы ты не жил, в какие бы общественные
группы не включался, какие бы роли не исполнял, ты – человек, личность! Значит,
у тебя есть права, личные права человека! Они принадлежат каждому от рождения и
их нельзя отнимать. Многие из них вы знаете.
(Заслушиваются
детские ответы.)
Вы верно назвали права, которые всю
жизнь принадлежат человеку.
Это: - право на жизнь;
- право на свободу и неприкосновенность;
2. Работа с литературными произведениями (презентация)
3.
Беседа о Конституции.
- Ребята, а где перечислены наши
права? (В конституции.)
- Как вы понимаете, что такое
конституция? (Законы жизни.)
-Конституция, по которой мы сейчас живем,
принята в 12 декабря 1993 года.
- Ребята, кто может привести примеры
из истории нашей страны, мира, когда нарушались права человека (или личные ваши
права).
4. Разведение понятий «права» и
«обязанности»
Ребята, Ст.29 Конвенции гласит, что
человек имеет не только права, но и обязанности.
Что такое
обязанность? (Круг действий, возложенных на кого – то и обязательных для
выполнения)
Какая самая
главная обязанность у тебя в семье? А у папы? У кого их больше всего?
А какие
обязанности у учеников?
А откуда вы
это знаете? (Устав школы)
Давайте
обозначим некоторые из обязанностей школьника (учащиеся называют, взрослый фиксирует
на доске)
5. Анализ
ситуаций.
Командир:- Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и
вымой доску, полей цветы.
Вася: - Сашка, не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён
труд ребёнка.
Ваня: - Вика , Я мыл-мыл доску, а ты её
разрисовала!
Вика: - Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие
любимым делом!
Мария
Степановна: Ваня, ты уже который понедельник не
готов к информатике!
Ваня: -Вчера было воскресенье. Я имею
полное право на отдых.
Первоклассник
(обращаясь
к учителю) :- Меня обидел ваш ученик, вот этот.
Учитель: - Успокойся, не плачь. Расскажи, в чём дело.
Первоклассник: - Он подставил мне подножку.
Серёжа: - А он не имеет право унижать моё достоинство,
показывая мне рожицы.
Вывод: Что хорошо усвоено ребятами? Что
забыли ребята?
КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ
2001 –
2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты
1 июня –
Международный день защиты детей
4 июня -
Международный день детей – жертв агрессии
20 ноября –
Всемирный день прав ребёнка
10 декабря –
День прав человека
12 декабря –
День Конституции Российской Федерации
IV. Заключение.
Личные права есть у каждого
человека. Иногда они нарушаются, но они у нас есть!
За их исполнение и нужно бороться –
обращаться за помощью к гражданам, общественным организациям, государственным
властям и даже ко всему человечеству.
Права есть, как у взрослых, так и у
детей. Главное право – право на любовь и защиту, гаранты этих прав – мама и
папа.
В современном обществе у
каждого человека с рождения много прав. Но не стоит забывать, что кроме прав у
каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создает
человеку условия для жизни и развития его личности.
Отстаивая свои права, не стоит
забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.
Уважай
чужие права!
И помните
такие слова – обращение к каждому:
Товарищи взрослые и дети!
|