Вторник, 25.04.2017, 09:39
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

"Классики"

Персональный сайт учителя начальных классов Степановой Наталии Львовны
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 38
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая копилка » учебно-исследовательская и проектная деятельность

Тайна третьей планеты
[ Скачать с сервера (34.0Kb) ] 12.12.2013, 23:47

Министерство Образования и Науки Российской Федерации

Муниципальное образовательное учреждение

«Гимназия № 231»

 

 

 

Учебно - исследовательская работа

 

 

ТЕМА

Тайна третьей планеты

 

 

                                                                           Воробьевой Анастасии

                                                                    Долгина Максима,

                                                                           учащихся 3 – Б класса

                  

 

 

 

                                                                                          Руководитель:

                                                                                          Степанова Наталия Львовна

 

 

 

 

 

 

 

                                                                              Есть одна планета-сад

                                                                                  В этом космосе холодном.

                                                                                Только здесь леса шумят,

                                                                                  Птиц скликая перелётных,

                                                                                 Лишь на ней одной цветут

                                                                                Ландыши в траве зелёной,

                                                                             И  стрекозы только тут

                                                                                     В речку смотрят удивлённо...

                                                                                                                Я. Аким

 

           Все разнообразие окружающей нас жизни – это результат удивительного стечения обстоятельств, которое произошло в одном из уголков Вселенной – в Солнечной системе. Наш проект  «ТАЙНА ТРЕТЬЕЙ ПЛАНЕТЫ»  направлен на изучение условий жизни на планете Земля - третьей по счету от Солнца планете Солнечной системы.

          Цель  проекта:

       Провести научно-исследовательскую работу по изучению условий жизни на Земле.
         Объектом исследования является планета Земля, предметом – условия жизни на Земле.

 

       В процессе исследования нами была выдвинута гипотеза:

      Жизнь в Солнечной системе возможна только в пределах экосферы благодаря совокупности четырех условий.

 

       На основании выдвинутой гипотезы нами были поставлены следующие задачи исследования:

 

—  Изучить научную литературу об условиях жизни на Земле.

—  Установить связи между условиями жизни на Земле.

—  Сделать вывод, при каких условиях возможна жизнь на нашей планете.

 

            Актуальность выбранной нами темы обоснована тем, что сегодня люди постоянно воздействуют на окружающую среду и изменяют природные условия в соответствии со своими нуждами. Это выражается в загрязнении и расточитель-ном использовании природных ресурсов, перенаселении. Экологи стараются понять и осмыслить эти изменения, чтобы найти безопасные способы воздействия на окружающую среду - ведь она наш общий дом.

 

            Уникальная планета Земля — единственная из известных пока науке планет, на которой существует жизнь. Она расположена в экосфере, т.е. в области, где излучение Солнца создает пригодные условия для жизни. Экосфера простирается от орбиты Венеры до орбиты Марса. Если бы Земля находилась чуть ближе к центру Солнечной системы, то все живое сожгли бы губительные солнечные лучи. Если чуть дальше – планете грозил бы вечный холод.

        

            В тонкой оболочке, называемой биосферой, состоящей из воздуха, воды и почвы, сосредоточена вся жизнь на нашей планете. Биосфера имеет толщину всего лишь 20 км, и, в свою очередь, состоит из трех различных обо­лочек:

 

     - Атмосфера - это воздух, которым мы дышим. Она также является фильт­ром, противостоящим солнечному из­лучению, пропуская на Землю тепло и свет.

    - Гидросфера - это водяная оболочка. В биосфере вода нахо­дится в вечном круговороте.  

    - Литосфера - это внешняя ка­менистая оболочка Земли, включающая в себя кон­тиненты и океаническое дно. Почва на поверх­ности  литосферы способствует произрастанию деревьев  и растений. 

        Эти три оболочки, вместе взятые, поддерживают жизнь на Земле.

 

           Растения — основа жизни на Земле. Ведь только они создают органические веще­ства, из которых «сделаны» все обита­тели Земли. Растениям для жизни необ­ходимы кислород, углекислый газ, вода, свет и минеральные добавки. Травоядные животные питаются тра­вой, вдыхают кислород и выдыхают уг­лекислый газ, удобряют почву, на ко­торой растет трава. Насекомые опыля­ют цветки растений и пьют их нектар. Хищники поедают травоядных.

         Зеленые растения используют солнечную энергию для получения пищи в процессе фотосинтеза.

          В процессе исследования мы провели два опыта, показывающих  значение солнечного света и тепла для растений.

Опыт 1:
 «Значение солнечного тепла для жизни на Земле»

v Возьмем семена фасоли, разделим их на две равные части.

v  Поместим на влажную вату в стеклянные банки.

v  Одну банку поставим в тёплое место, а другую — в холодильник.

v  Семена в обеих банках регулярно будем смачивать водой.

 

Результат: Семена проросли  только в банке, помещенной в тепло

 

Опыт 2:
«Значение солнечного света для жизни на Земле»

v Поместим комнатное растение на несколько дней в тёмный шкаф. Будем регулярно поливать растение.

Результат: окраска листьев начала бледнеть.

v Затем вновь поставим растение на подоконник.

Результат: окраска листьев  темнеет, приобретая прежний оттенок

Вывод:
Жизнь на Земле возможна потому, что на планету поступает свет и тепло от солнечных лучей.

                            

         Кроме того, Земля отличается мягкими температурами, окружена слоем атмосферы, в которой содержатся азот, кислород  и вода, идеально подходящие для жизни растений и животных. Живым организмам кислород необходим для дыхания, а азот — для создания живых клеток.

         Атмосферу Земли принято разделять на несколько слоев. Самый важный для нас – нижний слой, тропосфера. Толщина ее всего около 10 км, но именно в тропосфере сосредоточена  вся жизнь на Земле.

        В атмосфере Земли содержится озон, разновидность кислорода, молекула которого составлена из трех атомов. Он содержится в атмосфере в небольших концентрациях, образуя на высоте от 17 до 21 км слой, где концентрация озона в 10 раз выше, чем у поверхности Земли. Роль этого слоя трудно переоценить: он поглощает до 99 процентов губительного для организмов ультрафиолетового излучения Солнца. Не будь озона, это излучение разрушало бы клетки живых организмов.

       На основе изученных фактов можно сделать следующий вывод:

       Атмосфера задерживает солнечное тепло, нагревая воздух около земной поверхности и создавая благоприятный климат.

 

         Следующее важнейшее условие жизни на Земле – наличие гидросферы. Большая  часть  воды на планете, около 95%, находится в морях и океанах. Это утверждение может показаться странным человеку, живущему да­леко от моря. Но стоит взглянуть на карту мира, и все сомнения рассе­иваются. Вода покрывает более двух третей поверхности Земли. Средняя глубина океанов (3-5 км) превышает среднюю высоту суши над уровнем моря, поэтому даже если всю Землю затопить пролив­ными дождями, на суше не помес­тится столько воды, сколько вме­щают океаны. Все океаны соединя­ются между собой, образуя единый Мировой океан.

        Второе место по объему воды зани­мают ледники. В это тоже трудно по­верить без карты. Ведь мощные ледо­вые щиты, покрывающие огромные пространства суши и достигающие нескольких километров в толщину, находятся вдали от обжитых мест — в Антарктиде и Гренландии.

       Почти столько же воды содержится под поверхностью Земли. Эти гигант­ские запасы питают многие реки и, главное, дают жизнь засушливым районам планеты. Так, население Ав­стралии живет в основном за счет подземных вод.

         Ну и, наконец, совсем малая часть вод Земли приходится на так называемые воды суши- реки, ручьи, озера, бо­лота, лужи.

        Гидросфера регулирует климат Земли, поглощая солнечное тепло и перемещая его по всему земному шару при помощи океанических течений.

   

         И, наконец, климат и ландшафт Земли взаимодействуют друг с другом. Под воздействием температуры, ветра и воды горные породы разрушаются, создавая среду обитания, пригодную для жизни различных организмов. Отмирая, они образуют органические вещества, которые смешиваются с минеральными частицами горных пород. Так рождается почва на поверхности литосферы Земли.

         С почвой связана жизнь живых существ на Земле. Ведь только на ней могут развиваться растения – источник пищи людей и животных.

 

        Таким образом, на основе проведенных опытов и изучения научной литературы можно сделать вывод, что жизнь на планете Земля обусловлена совокупностью  четырех условий:

—  Поступление солнечного света и тепла на планету

—  Наличие атмосферы (воздушной оболочки Земли)

—  Наличие гидросферы (водной оболочки Земли)

—  Наличие почвенного слоя литосферы.

 

       Человечество разгадало одну из тайн нашей планеты - почему на ней суще-ствует жизнь. Но люди противопоставили себя природе и их дея­тельность усиливает парниковый эффект.

       Самыми разными способами происходит загрязнение  воздуха. Наиболее распространенный его вид - это смог, коричневатый ту­ман, окутывающий крупные города. У жителей этих городов могут возник­нуть проблемы с органами дыхания.

         Еще одна опасность - это кислотный дождь. Выхлопы ма­шин и дым из фабричных труб, соединяясь с влагой, которая содержится в воз­духе, образуют азотную и серную кислоты, выпадающие на землю в виде осадков. Кислотные дожди погубили большие мас­сивы высокогорных хвойных лесов и отравили многие озера в Европе и Северной Америке.

       Следствием загрязнения воздуха является и раз­рушение озонового слоя.   

( Это изображение получено на околоземной станции в 1986 году: пятно серого цвета — «озоновая дыра» над Антарктикой. Зимой 1988 года отмечено расширение этой дыры вплоть до новозеландского острова Южный).

 

      Перед лицом многих доказательств мы не мо­жем не признать ответственности за происхо­дящие изменения. Нужно учиться договариваться с природой, ведь, в конце концов, мы - ее часть.          

      Необходимо искать новые источники энергии, разрабатывать энергосберега-ющие технологии, продумывать способы восстановления плодородия почвы.

      22 апреля  отмечается День Земли (раньше назывался День Дерева), когда в США было принято заниматься посад­кой деревьев, которые безжалостно вырубали переселенцы в прериях.

       Юные экологи из Казани в этот день идут к известному в округе род­нику, соби­рают в мешки мусор и выносят с территории памятника природы в контейнеры.

      А в Нижнем Новгороде ежегодно проходит фестиваль, приуро­ченный к Дню Земли. В акции, организованной дружиной по охра­не природы, принимают участие ребята из школ и экологических организаций.

        Мы призываем и знаменцев принять участие в акции по спасению нашей планеты!

      Свое выступление мы завершаем строками:   

                                    

                                              … Береги свою планету,

Ведь другой, похожей, нету

                                  Я.Аким       

        

Категория: учебно-исследовательская и проектная деятельность | Добавил: stepasha
Просмотров: 339 | Загрузок: 84 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск

Copyright MyCorp © 2017