Четверг, 17.08.2017, 20:33
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

"Классики"

Персональный сайт учителя начальных классов Степановой Наталии Львовны
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 38
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая копилка » конспект мероприятия

В серебряном царстве волшебницы Зимы
[ Скачать с сервера (49.0Kb) ] 12.12.2013, 23:58

Интегрированный урок чтения и рисования

во 2 классе

Тема: «В серебряном царстве Волшебницы Зимы. Д. Самойлов «Город зимний…»

       Цели: развивать речь и творческое воображение учащихся, формировать навык выразительного осмысленного чтения, способствовать желанию увидеть и услышать в музыке образ, показать картины первого снега, созданные поэтом, донести до учащихся эмоциональное звучание описания, воспитывать любовь к природе, умение видеть красоту.

      Оборудование: видеофильм «Зима в лесу», окно, нарисованное на ватмане, репродукции картин И.И. Шишкина, А. А Пластова, запись произведения «Танец снежных хлопьев» ПИ. Чайковского, карточки со словами-описаниями снежинки, альбомные листы с нарисованными на них свечой снежинками, кисточки, краски.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II.Подготовительная работа.

Учитель: Вы любите смотреть в окно?

Дети: Да.

У. Я думаю, что каждый из вас согласится, что все самое интересное происходит именно там, за окошком. Посмотрите, у нас в классе тоже есть сказочное окошко с резными ставнями.

(На экране телевизора прикреплено нарисованное на ватмане окно, которое может открываться. В данный момент оно закрыто.)

У. Что же загадочное ждет нас, если мы откроем окно?

(Открывается окно. Звучит тихая «волшебная музыка». На экране телевизора появляется изображение зимнего спящего леса, среди веток мелькает хвост белочки.)

 У. Какой лес вы увидели?

Д. Лес неподвижный, сонный, белый, прозрачный, загадочный.

У. А кто сделал лес таким, кто хозяйничает в нем?

 Д. Зима.

У. Верно. Зима уже давно стала полновластной хозяйкой в природе. Какими красивыми словами можно описать зиму?

Д. Зима- волшебница, кружевница.

- Зима снежная, морозная.

У. Каким мы увидели зимний лес? Какая стала природа с приходом зимы?

Д. Красивая, сказочная, белая, красивая.

У. А что такое красота?

Д. Это когда красиво, радует глаз.

-Увидишь и не сможешь уйти.

У. Лексическое значение этого слова можно посмотреть в «Толковом словаре»

( Читает один ученик.)

а)« совокупность качеств, которые доставляют наслаждение взору, слуху,

б) красивые, прекрасные места в природе, художественном произведении.

У. Вы, ребята, были правы, когда размышляли о красоте. Что же красивого мы с вами увидели в зимнем лесу, за чем наблюдали?

Д. За деревьями, солнцем, за снегом, за зверями.

У. А можем мы в жизни наблюдать за красивыми поступками людей, общением их друг с другом?

Д. Да

Учитель делает обобщение.

-Человек отличается от животного тем, что он видит искрящийся снег, глубину синего неба, отражение солнца в каплях дождя, нежный стебелек, видит, изумляется и начинает создавать новую красоту. Остановитесь и вы в изумлении перед прекрасным и в вашем сердце расцветет красота.

-Сегодня, ребята, мы с вами совершим путешествие в мир красок и звуков зимы, будем

слушать музыку зимы, всматриваться в ее картины.

Тема нашей встречи: « В серебряном царстве Волшебницы Зимы».

(На доске висит плакат с написанной на нем темой урока. Звучит музыка. На ее фоне учитель читает сказку.)

Снежный всадник.

... Говорят, когда выпадает первый снег, объявляется в лесах Снежный всадник. На белой лошади скачет он по заснеженным оврагам, по сосновым борам, по березовым рощам. То там, за елочками, то там, на просеке, мелькнет Снежный всадник, объявится перед людьми и мчится бесшумно дальше - по заснеженным оврагам, по сосновым борам, по березовым рощам. Никто не знает, зачем он появляется в лесу и куда путь держит. Мчится конь по дороге...

-Какие картины вы представили себе, слушая эту сказку и музыкальное произведение? Когда же появляется Снежный всадник?

Ответы детей.

-Давайте вспомним те дни, когда впервые в этом году выпал первый снег и преобразил землю. Что вы почувствовали, увидев первый снег?

Д. Радость, веселье, обновление.

У. А как падающий первый снег изобразил композитор в музыке?

Д. Музыка звучала таинственно, не спеша, как будто снежок кружится.

У. Давайте и мы с вами покажем, как кружатся снежинки в воздухе.

(Проводится физминутка « Танец снежинок», звучит тихая мелодия).

-Созвучна ли прослушанная музыка с картиной А. А.Пластова « Первый снег»? Всмотритесь в краски зимы на картинах русских художников и определите, какие основные цвета они используют, чтобы показать прелесть зимней природы.

Ответы детей. - Два разных человека - художник и композитор - разными изобразительными средствами показали одно настроение человека - радость. А с помощью чего поэт может передать свое настроение?

Д. С помощью стихотворения.

III. Работа с произведением.

1.Чтение про себя. У. Перед вами стихотворение, у которого нет названия. Автором его является Давид Самойлов. Прочитайте стихотворение про себя и скажите, какую картину изобразил автор и какое настроение он передал в своем произведении. Город зимний, Город дивный, Снег, как с яблонь, Лепестками. Словно крыльев Лебединых Осторожное Плесканье. Дворники, Как пчеловоды, Смотрят снежное роенье И заснеженной природы Принимают настроенье.

2. Чтение вслух.

У. А теперь давайте почитаем вслух и подумаем. Дети читают первые две строчки. Город зимний, Город дивный...

У. Представьте себе зимний город. Во второй строчке есть слово дивный. Это какой?

Д. Дивный - от слова «диво», что значит чудо, дивный - чудесный.

У. Чудесный зимний город. Какое же чудо увидел автор? (Первый снег). Читаем дальше.

Снег, как с яблонь,

Лепестками. У. Как вы себе это представляете?

Д. Крупные хлопья снега медленно падают. У яблонь тоже крупные белые лепестки. У. Как же так получилось: поэт не сказал прямо, какой был снег и как он шел, а мы увидели? Почему?

Д. Он сравнил снег с лепестками яблонь. Мы представили их и увидели картину падающего снега.

У. А как нужно прочитать эти строчки, чтобы передать ритм падающего снега? Д. Медленно, плавно, не спеша.

Читают 1-2 ученика.

У. Читаем дальше. Словно крыльев Лебединых Осторожное Плесканье. О чем это?

Д. Это тоже о падающем снеге.

У. Представьте себе взмахи лебединых крыльев. Какие они?

Д. Медленные, плавные, грациозные.

У. Давайте и мы покажем, как лебеди машут крыльями.

Физминутка.

У. Вы заметили: почти на каждой строчке только по одному слову. Так поэт как бы задает ритм чтения. Прочитайте в ритме падающего снега: каждая строчка - взмах лебединых крыльев.

Читают несколько детей.

У. Читаем вторую строфу. Дворники, Как пчеловоды, Смотрят снежное роенье...

У. Дворники в зимнем городе, где падает снег. Это обычно и, казалось бы, совсем не поэтично. И все-таки: почему « снежное роенье», откуда это сравнение с пчелиным роем?

Д. Снег падает, причудливо кружится, как будто мохнатые пчелки летают. А дворники застыли. Они очень внимательно, не отрываясь, смотрят на падающий снег. Наверно, их заворожила красота и они не хотят разрушать это чудо.

У. Прочитаем последние строчки.

... И заснеженной природы

Принимают настроение.

-Какое же это « настроение заснеженной природы»?

 Д. Светлое, спокойное, задумчивое.

У. Как бы вы прочитали эти последние строчки?

Д. Спокойно, даже немного торжественно.

У. Кто хочет прочитать все стихотворение и передать настроение и ритм падающего снега.

Читает один из учеников.

З.Работа после чтения.

У. Какое же чудо увидел поэт в зимнем городе?

Д. Снегопад, который похож сразу и на лепестки яблонь, и на плесканье лебединых крыльев, и на причудливое роенье пчел.

У. Это чудо красоты! А каким цветом раскрашена вся эта картина?

Д. Белым.

У. НО ведь слово « белый» в стихотворении не встретилось ни разу.

Д. Белые лепестки у яблонь, крылья лебедей.

У. Можем ли мы понять, о чем думал поэт, когда создавал это стихотворение? Что он чувствовал? Попробуйте догадаться: зимний город, снегопад, а все сравнения- «из весны». Почему?

Ответы детей.

У. Зима прекрасна своей чистотой, белизной. В этом стихотворении нет грусти, а есть задумчивое любование красотой.

Чтение учителем.

IV. Творческое задание.

У. Вот и зима в городе. Мелькают, кружатся и вьются в воздухе, как лебяжий пух, снежинки. Будто там, на заоблачных лугах, отцвели и осыпаются белые одуванчики. А какие слова-описания рождаются у вас, когда вы слышите слово «снежинка»?

Дети называют, учитель вывешивает карточки со словами на доске.

У. На столах у вас есть листочки со стихотворением. Ваша задача - дополнить строчки, вставив слова-описания снежинки.

Дети работают в парах. Во время работы звучит спокойная музыка.

У. Поставьте под стихотворением свои инициалы, чтобы я знала, кто его сочинил, и передайте листочки на первую парту. А вот как о снежинке написал поэт А. Пришелец.

Учитель читает.

Светло-пушистая

 Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится,

Не в высь лазурную,

На землю просится.

В лучах блистающих

Сквозит, умелая,

Средь хлопьев тающих

Сохранно- белая.

У. А хотите теперь увидеть снежинки? Для этого возьмите белый кружок бумаги и закрасьте его голубой краской.

( Во время работы детей звучит спокойная мелодия)

У. Посмотрите ребята: у каждого из вас получилась своя снежинка, не похожая ни на одну другую, как и лица людей. И у каждого из вас своя музыка зимы, свое видение красоты зимней природы.

V..Итог урока.

О чем вы расскажете дома? Что вам запомнилось из нашего урока? Завершая нашу встречу, я хочу пожелать, чтобы музыка зимы звучала в вашей душе и прибавила вам бодрости и хорошего настроения.

VI. Домашнее задание: выразительно читать стихотворение.

Категория: конспект мероприятия | Добавил: stepasha
Просмотров: 920 | Загрузок: 125 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2  
Это наша совместная разработка с учителями начальных классов гимназии №231 на конкурс "Учитель года".

1  
Спасибо,очень интересная и полезная информация

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск

Copyright MyCorp © 2017