Пятница, 26.04.2024, 20:35
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

"Классики"

Персональный сайт учителя начальных классов Степановой Наталии Львовны
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 38
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методическая копилка » конспект мероприятия

Правописание НЕ с глаголами
[ Скачать с сервера (47.6 Kb) ] 11.12.2013, 23:15

Название предмета: русский язык.            Класс: 3          Урок № 42          Дата: _______

 

Тема: Отрицательная частица НЕ. Правописание НЕ с глаголами.

Тип урока: ознакомление с новым знанием.

Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному

                       закреплению орфограммы "Правописание частицы НЕ с глаголами”.

Планируемые результаты:

предметные: ученик научится

·        выделять в речи частицу НЕ

·        правильно писать частицу с глаголами

ученик получит возможность научиться:

·        писать частицу НЕ с глаголами-исключениями

·        выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;

·        участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

личностные: ученик

·    проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

·    понимает причины успеха в учебной деятельности

 Универсальные учебные действия:

регулятивные     ученик

·   определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

·   учиться работать по предложенному учителем плану;

познавательные    ученик

·  делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;

·  составляет алгоритм под руководством учителя;

коммуникативные   ученик

·   слушает и понимает речь других;

·   договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности

Оборудование урока.

·         Интерактивная доска, презентация.

·         Раздаточный материал.

·         Учебник: Л. Я. Желтовская. О.Б. Калинина. Русский язык. 3 класс. Учебник. В 2 ч. — М., АСТ, Астрель.

·         Жетоны зеленого и красного цвета для  самооценки и взаимооценки

 

Методы и приемы использования ИКТ.

·    Цель применения средств ИКТ: повышение мотивации учащихся, активизация                                                                                                                                                              познавательной деятельности учащихся, оптимизация труда учителя.

·         Формы взаимодействия учащихся с электронным образовательным ресурсом: условно-пассивные, активные, деятельностные, частично-поисковые.

 

Структура урока.

1.      Мотивация к учебной деятельности.

2.      Актуализация и фиксирование затруднений в пробном действии.

3.        Выявление места и причины затруднения.

4.        Построение проекта выхода из затруднения.

5.        Физминутка

6.        Реализация построенного проекта.

7.        Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

8.        Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

9.        Включение в систему знаний и повторение.

10.   Рефлексия учебной деятельности.

11.   Подведение итогов.

12.   Инструктаж о домашнем задании.

 

 

Ход урока

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

(Слайд 1)

Учитель: 

Прозвенел и смолк звонок –

Начинается урок.

- И начать я его хочу с пословицы, которая записана на доске. Прочитайте ее и объясните смысл.

(Слайд 2)

Знанье не водица –

В рот само не станет литься.

 

Дети: Знания надо добывать самому, надо трудиться.

 Учитель: Верно. И добывать знания мы будем сегодня, работая в парах и в группах. Давайте вспомним правила совместной работы на уроке.

(Слайд 3)

- Будь вежлив

- Умей слушать

- Доказывай свою точку зрения

- Умей работать с источником информации.

 

2. Актуализация и фиксирование затруднений в пробном действии.

·        Минутка чистописания

·         «Вспомни правило»

На доске написаны слова: м_рщины, ел_ник, тр_вяной, разв_ лил, об_жал.

Прочитайте их. Объясните написание пропущенных орфограмм.

 

·        Проверка работы (сигнальные жетоны)

(Слайд 4)

 

Учитель: - Сгруппируйте данные слова по частям речи. Какие группы получились? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол).

(Слайд 5)

- Назовите имена существительные (глаголы, имена прилагательные).

- Найдите среди написанных слов лишнее.

 

Дети: 1. Лишнее слово ельник, т.к. в нем встретилась орфограмма «Мягкий знак после

               согласных», а в остальных словах «Проверяемые безударные гласные в корне

               слова».

2. Лишнее слово развалил, т.к. в нем есть приставка, а в остальных нет.

3. Лишнее слово ельник, т.к. в нем 2 слога, а в остальных - 3 слога.

 

Учитель: Обратим внимание на слоги, записанные в минутке чистописания. Среди них есть известные вам части речи. Назовите их (Союз но; предлог на). Для чего они служат в речи? (Чтобы связывать слова в предложении). Какое слово вызвало трудность в определении части речи? (не). Название этой части речи вы узнаете, отгадав ребус.

(Слайд 6)

 

Дети: Частица.

Учитель: Для чего частица НЕ служит в речи, мы выясним, когда послушаем отрывок из сказки.

 

        В некотором царстве, в некотором государстве жил царь. И была у него дочка. Целыми днями она рыдала и лила слезы. Каждый день между царём и дочкой происхо-дил один и тот же диалог:

-   Улыбнись, доченька!

-   Не улыбнусь!

-   Вытри слёзки, красавица ненаглядная!

-   Не вытру!

-   Выйди прогуляться в сад с подружками!

-   Не пойду!

(Слайд 7)

 

- Как звали дочку? (Царевна Несмеяна). Какой смысл имеют слова Несмеяны: положи-тельный или отрицательный?(Отрицательный). Что помогло вам это определить? (Частица НЕ). Для чего же служит НЕ в речи?(Для построения отрицания). Приведите примеры.

 

Вывод: Частица НЕ употребляется, если в предложении есть отрицание.

 

3. Выявление места и причины затруднения.

 

- Обратите внимание на глаголы, которые вы записали. Какой смысл они имеют: положительный или отрицательный? (Положительный смысл)

- Почему вы так считаете? (Действия, которые обозначают данные глаголы, осуществлялись, происходи)

-Что нужно сделать с этими глаголами, чтобы они стали иметь отрицательный смысл?

(Подставить перед глаголом частицу не)

-Почему?( Частица НЕ употребляется, если в предложении есть отрицание).

- Запишите на приготовленных листах полученные отрицательные формы глаголов с частицей НЕ.

 

- Сравните свои записи. Почему получились разные варианты написания? (Мы не знаем правила написания НЕ с глаголами). Кто теперь может сформулировать тему нашего урока? (Ответы детей)

(Слайд 8)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

 

- Да, тема нашего урока: "Правописание не с глаголами".

- Какую цель поставим сегодня перед собой? (Учиться правильно писать глаголы с частицей НЕ)

- Что для этого необходимо сделать? (Выработать правило).

(Слайд 8)

- А Царевна все грустит, и от слез Несмеяны не растут цветы, не поют птицы. Даже кузнечики не трещат в траве.

 

- Найдите в тексте глаголы с частицей НЕ. Выпишите НЕ с глаголами, подчеркните частицу, над глаголами укажите часть речи.

(Дети записывают в тетрадь глаголы)

 

(Слайд 9)

Самопроверка работы: не росли, не пели, не трещал

 

Учитель: Как пишется частица НЕ с глаголами? (Частица НЕ пишется с глаголами раздельно).

Учитель: Сравним полученное правило с текстом учебника на с. 66. Молодцы. Вы сами добыли новое знание. Пришла пора отдохнуть, но будьте внимательными, слушайте каждое мое слово.

 

5. Физминутка.

Аутогенная тренировка.

- Сядьте удобно. Не сутультесь. Расслабьте лоб, брови, опустите веки. Не напрягайте мышцы шеи, плеч, ног. Ваше дыхание становится свободным, спокойным, ровным. Не открывайте глаза.

                                        Звучит музыка "Наедине с природой"

- Вы на берегу моря, ярко светит солнце, лёгкий ветерок развивает ваши волосы. Ничто не тревожит вас. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое задание. Глубокий вдох. Я считаю до пяти, и мы начинаем работать. Один, два, три, четыре, пять.

 

6. Реализация построенного проекта.

 

Учитель: Какие глаголы в отрицательной форме встретились во время аутогенной тренировки? Как будет записана частица НЕ с этими глаголами?(Раздельно). Давайте определим последовательность шагов –алгоритм- при написании НЕ с глаголами.

(Слайд 10)

(Пошаговый алгоритм «Как написать глагол с частицей НЕ?». Показать действие на примере)

 

Учитель: Перед вами лежат карточки №1

(Слайд 11)

Работа в парах. Составьте пословицы, соединив начало и конец

 

Кто (не) стыдится спрашивать,

Чего (не) знаешь,

Можно (не) знать,

Под лежачий камень

о том (не) говори.

узнаёт многое.

вода (не) течёт.

стыдно (не) учиться.

 

(Проверка на слайде с помощью стрелок)

Учитель: С красной строки запишите любые 2 пословицы, раскрывая скобки. Не забудьте про алгоритм. Объясните значение пословицы.

(Слайд 12)

-Чья пара готова отвечать? Перед какой частью речи стоит НЕ? Как пишется с глаголами?

Проверка работы. (Слайд 13)

 

Учитель: Обратите внимание, если убрать частицу НЕ, будет ли иметь слово смысл? (Да). Наблюдаем дальше. Опять Несмеяна льет слезы!

(Слайд 14)

           Негодует царь. Упрекает дочку: «Ненавижу эти слезы! Тебе что, нездоровится?»

 

-Какой частью речи являются подчёркнутые слова? Что интересного вы заметили в написании этих слов? Почему они написаны слитно?

- Давайте уберем частицу НЕ. Можно ли так сказать?

Вывод: Это глаголы-исключения, без НЕ они не употребляются. Их надо запомнить.

 

Глаголы, не любя безделья,
С частицей пишутся раздельно!
Бывает все же, что глагол
Совсем без "НЕ” не может!
Тогда, куда бы он ни шел, -
И "НЕ” с ним вместе тоже.

 

Неволить, ненавидеть, негодовать, невзлюбить, нездоровится, недоумевать

 

- Объясните значение данных слов. Где можно посмотреть значение незнакомых слов?

 

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Учитель: Как изменится наш алгоритм? (Ответы детей)

(Слайд 15)

 

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа в группах.

 

(не)звонил  

(не)здоровится

(не)взлюбить  

(не)навидеть

(не)узнает  

(не)горели

(не)пойму  

(не)доумеваю

(не)горели  

(не)читает

 

Проверка работы.

Учитель: Давайте проверим, как вы справились с работой

(Слайд 16)

Учитель: Молодцы!

 

Учитель: А сейчас каждый из вас проверит себя. Вам надо записать предложения, раскрыв скобки скобки.

 

Пингвины хоть и птицы, но (не) летают.

Людей пингвины (не) боятся.

Белый медведь (не) страшится мороза и ледяной воды.

На Луне никто (не) живет.

На тигра никто (не) охотится.

Проверка работы. Самоконтроль. (Слайд 17)

 

9. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель: Какую учебную задачу вы решали на уроке? Удалось ли ее решить? С каким новым знанием вы уходите с урока? (Новое правило)

 

7. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель: Ребята, на партах лежат два жетона: красный и зеленый. Если вы считаете, что тема вами усвоена, то поднимите жетон зеленого цвета, если возникли трудности, по каким-либо причинам не усвоили материал, то поднимите жетон красного цвета.

(Использование таблицы с опорными словами)

 

8. Подведение итогов.

- Мы еще с вами будем работать на уроках над этой темой. А сейчас примите подарок: алгоритм, который мы выработали с вами на уроке. Он вам поможет в правильном написании частицы НЕ с глаголами.

 

 - Запомните,  друзья, волшебная частица НЕ, отрицая плохое, недостойное человека действие, учит нас мудрому отношению к жизни и к себе

 

9. Инструктаж о домашнем задании: упр. 87 с. 67

 

(Слайд 18)

 

 

 


Категория: конспект мероприятия | Добавил: stepasha
Просмотров: 1455 | Загрузок: 392 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск

Copyright MyCorp © 2024