Название предмета: русский язык. Класс: 3 Урок № 42 Дата: _______
Тема:
Отрицательная частица НЕ.
Правописание НЕ с глаголами.
Тип
урока: ознакомление
с новым знанием.
Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному
закреплению орфограммы "Правописание
частицы НЕ с глаголами”.
Планируемые результаты:
предметные: ученик научится
·
выделять в речи частицу НЕ
·
правильно писать частицу с
глаголами
ученик получит
возможность научиться:
·
писать частицу НЕ с глаголами-исключениями
·
выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями
общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
·
участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к
координации различных позиций в сотрудничестве
личностные: ученик
· проявляет учебно-познавательный интерес к новому
учебному материалу
· понимает причины успеха в учебной деятельности
Универсальные
учебные действия:
регулятивные ученик
· определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
· учиться работать по предложенному учителем
плану;
познавательные ученик
· делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
· составляет алгоритм под руководством учителя;
коммуникативные ученик
· слушает и понимает речь других;
· договаривается и приходит к общему решению в совместной
деятельности
Оборудование урока.
·
Интерактивная доска, презентация.
·
Раздаточный материал.
·
Учебник: Л. Я. Желтовская. О.Б. Калинина. Русский язык. 3
класс. Учебник. В 2 ч. — М., АСТ, Астрель.
·
Жетоны зеленого и красного цвета
для самооценки и взаимооценки
Методы и приемы
использования ИКТ.
· Цель применения
средств ИКТ: повышение мотивации учащихся,
активизация познавательной
деятельности учащихся, оптимизация труда учителя.
·
Формы
взаимодействия учащихся с электронным образовательным ресурсом: условно-пассивные, активные, деятельностные,
частично-поисковые.
Структура урока.
1.
Мотивация к учебной деятельности.
2.
Актуализация
и фиксирование затруднений в пробном действии.
3.
Выявление места и причины затруднения.
4.
Построение проекта
выхода из затруднения.
5.
Физминутка
6.
Реализация
построенного проекта.
7.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
8.
Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону.
9.
Включение
в систему знаний и повторение.
10.
Рефлексия учебной
деятельности.
11.
Подведение
итогов.
12.
Инструктаж о
домашнем задании.
Ход урока
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
(Слайд 1)
Учитель:
Прозвенел и смолк звонок –
Начинается урок.
- И начать я его хочу с пословицы,
которая записана на доске. Прочитайте ее и объясните смысл.
(Слайд 2)
Знанье
не водица –
В
рот само не станет литься.
Дети: Знания
надо добывать самому, надо трудиться.
Учитель: Верно. И добывать знания
мы будем сегодня, работая в парах и в группах. Давайте вспомним правила
совместной работы на уроке.
(Слайд 3)
- Будь вежлив
- Умей слушать
- Доказывай свою точку зрения
- Умей работать с источником
информации.
2. Актуализация и фиксирование
затруднений в пробном действии.
·
Минутка чистописания
·
«Вспомни правило»
На доске написаны слова:
м_рщины, ел_ник, тр_вяной, разв_ лил, об_жал.
Прочитайте их. Объясните написание пропущенных
орфограмм.
·
Проверка работы (сигнальные
жетоны)
(Слайд 4)
Учитель: - Сгруппируйте
данные слова по частям речи. Какие группы
получились? (Имя существительное, имя
прилагательное, глагол).
(Слайд 5)
-
Назовите имена существительные (глаголы, имена прилагательные).
- Найдите среди написанных слов лишнее.
Дети: 1. Лишнее слово ельник, т.к. в нем встретилась
орфограмма «Мягкий знак после
согласных», а в остальных словах
«Проверяемые безударные гласные в корне
слова».
2. Лишнее слово развалил, т.к. в нем есть приставка, а в
остальных нет.
3. Лишнее слово ельник, т.к. в нем 2 слога, а в
остальных - 3 слога.
Учитель: Обратим внимание на слоги,
записанные в минутке чистописания. Среди них есть известные вам части речи. Назовите
их (Союз но; предлог на).
Для чего они служат в речи? (Чтобы
связывать слова в предложении). Какое
слово вызвало трудность в определении части речи? (не). Название этой части речи вы узнаете, отгадав
ребус.
(Слайд 6)
Дети: Частица.
Учитель: Для чего частица НЕ
служит в речи, мы выясним, когда послушаем отрывок из сказки.
В некотором царстве, в некотором
государстве жил царь. И была у него дочка. Целыми днями она рыдала и лила
слезы. Каждый день между царём и дочкой происхо-дил один и тот же диалог:
- Улыбнись, доченька!
- Не улыбнусь!
- Вытри слёзки, красавица ненаглядная!
- Не вытру!
- Выйди прогуляться в сад с подружками!
- Не пойду!
(Слайд 7)
- Как звали дочку? (Царевна
Несмеяна). Какой смысл имеют слова Несмеяны: положи-тельный или
отрицательный?(Отрицательный). Что
помогло вам это определить? (Частица НЕ).
Для чего же служит НЕ в речи?(Для построения отрицания). Приведите
примеры.
Вывод: Частица НЕ употребляется, если в предложении есть отрицание.
3. Выявление места и причины затруднения.
- Обратите внимание на глаголы,
которые вы записали. Какой смысл они имеют: положительный или отрицательный? (Положительный смысл)
- Почему вы так считаете? (Действия, которые
обозначают данные глаголы, осуществлялись, происходи)
-Что нужно сделать с этими глаголами, чтобы они стали
иметь отрицательный смысл?
(Подставить перед глаголом частицу не)
-Почему?( Частица НЕ употребляется, если в
предложении есть отрицание).
- Запишите на приготовленных листах полученные отрицательные формы
глаголов с частицей НЕ.
- Сравните свои записи. Почему
получились разные варианты написания? (Мы не знаем правила написания НЕ с
глаголами). Кто теперь может сформулировать тему нашего урока? (Ответы детей)
(Слайд 8)
4.
Построение проекта выхода из затруднения.
- Да,
тема нашего урока: "Правописание не с глаголами".
- Какую цель
поставим сегодня перед собой? (Учиться
правильно писать глаголы с частицей НЕ)
- Что для этого необходимо сделать? (Выработать правило).
(Слайд 8)
- А Царевна все грустит, и от слез Несмеяны не растут
цветы, не поют птицы. Даже кузнечики не трещат в траве.
- Найдите в тексте глаголы с частицей НЕ. Выпишите НЕ с глаголами, подчеркните частицу, над глаголами укажите часть
речи.
(Дети записывают в тетрадь глаголы)
(Слайд 9)
Самопроверка работы: не росли, не пели, не трещал
Учитель: Как пишется частица НЕ с глаголами? (Частица НЕ пишется с глаголами раздельно).
Учитель: Сравним
полученное правило с текстом учебника на с. 66. Молодцы. Вы сами добыли новое
знание. Пришла пора отдохнуть, но будьте внимательными, слушайте каждое мое
слово.
5. Физминутка.
Аутогенная
тренировка.
- Сядьте удобно. Не сутультесь. Расслабьте лоб,
брови, опустите веки. Не напрягайте мышцы шеи, плеч, ног. Ваше дыхание
становится свободным, спокойным, ровным. Не открывайте глаза.
Звучит
музыка "Наедине с природой"
- Вы на берегу моря, ярко светит солнце, лёгкий ветерок
развивает ваши волосы. Ничто не тревожит вас. У вас прекрасное
настроение. Вы можете выполнить любое задание. Глубокий вдох. Я считаю до пяти,
и мы начинаем работать. Один, два, три, четыре, пять.
6.
Реализация построенного проекта.
Учитель: Какие глаголы в отрицательной форме встретились во
время аутогенной тренировки? Как будет записана частица НЕ с этими глаголами?(Раздельно).
Давайте определим последовательность шагов –алгоритм- при написании НЕ
с глаголами.
(Слайд 10)
(Пошаговый алгоритм «Как написать глагол с
частицей НЕ?». Показать действие на примере)
Учитель: Перед вами лежат карточки №1
(Слайд 11)
Работа в парах. Составьте пословицы, соединив начало и конец
Кто (не) стыдится спрашивать,
Чего (не) знаешь,
Можно (не) знать,
Под лежачий камень
|
о том (не) говори.
узнаёт многое.
вода (не) течёт.
стыдно (не) учиться.
|
(Проверка на слайде с помощью
стрелок)
Учитель: С красной строки запишите любые 2 пословицы, раскрывая
скобки. Не забудьте про алгоритм. Объясните
значение пословицы.
(Слайд 12)
-Чья пара готова отвечать? Перед
какой частью речи стоит НЕ? Как
пишется с глаголами?
Проверка работы. (Слайд 13)
Учитель: Обратите
внимание, если убрать частицу НЕ,
будет ли иметь слово смысл? (Да). Наблюдаем дальше. Опять Несмеяна льет слезы!
(Слайд 14)
Негодует царь. Упрекает дочку:
«Ненавижу эти слезы! Тебе что, нездоровится?»
-Какой
частью речи являются подчёркнутые слова? Что интересного вы заметили в
написании этих слов? Почему они написаны слитно?
-
Давайте уберем частицу НЕ. Можно ли
так сказать?
Вывод: Это глаголы-исключения,
без НЕ они не употребляются. Их надо
запомнить.
Глаголы, не любя безделья,
С частицей пишутся раздельно!
Бывает все же, что глагол
Совсем без "НЕ” не может!
Тогда, куда бы он ни шел, -
И "НЕ” с ним вместе тоже.
Неволить, ненавидеть, негодовать, невзлюбить, нездоровится, недоумевать
-
Объясните значение данных слов. Где можно посмотреть значение незнакомых слов?
7. Первичное
закрепление с проговариванием во внешней речи.
Учитель: Как изменится наш алгоритм? (Ответы детей)
(Слайд 15)
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа в группах.
(не)звонил
|
|
(не)здоровится
|
(не)взлюбить
|
|
(не)навидеть
|
(не)узнает
|
|
(не)горели
|
(не)пойму
|
|
(не)доумеваю
|
(не)горели
|
|
(не)читает
|
Проверка работы.
Учитель: Давайте проверим, как вы справились с работой
(Слайд 16)
Учитель: Молодцы!
Учитель: А сейчас каждый из вас проверит себя. Вам надо записать
предложения, раскрыв скобки скобки.
Пингвины хоть и птицы, но (не)
летают.
Людей пингвины (не) боятся.
Белый медведь (не) страшится мороза
и ледяной воды.
На Луне никто (не) живет.
На тигра никто (не) охотится.
Проверка работы.
Самоконтроль. (Слайд 17)
9. Включение в систему знаний и
повторение.
Учитель: Какую учебную задачу вы решали на уроке? Удалось ли ее
решить? С каким новым знанием вы уходите с урока? (Новое правило)
7. Рефлексия
учебной деятельности.
Учитель: Ребята, на партах лежат
два жетона: красный и зеленый. Если вы считаете, что тема вами усвоена, то
поднимите жетон зеленого цвета, если возникли трудности, по каким-либо причинам
не усвоили материал, то поднимите жетон красного цвета.
(Использование таблицы с опорными
словами)
8. Подведение
итогов.
-
Мы еще с вами будем работать на уроках над этой темой. А сейчас
примите подарок: алгоритм, который мы выработали с вами на уроке. Он вам
поможет в правильном написании частицы НЕ
с глаголами.
- Запомните, друзья, волшебная частица НЕ, отрицая плохое,
недостойное человека действие, учит нас мудрому отношению к жизни и к себе
9. Инструктаж о домашнем задании:
упр. 87 с. 67
(Слайд 18)
|