Конспект урока окружающего
мира.
Тема: «Болота и их
обитатели».
(учебник «Ознакомление с окружающим миром» под
ред. А.Вахрушева)
Цели: дать детям представление об обитателях данного
сообщества, их особенностях, развивать мышление, воображение, умение ориентироваться
по карте, формировать навыки самоконтроля, воспитывать бережное отношение к
природе и ее богатствам.
Оборудование: листы с тестовой работой, текст загадки,
стихотворений и поговорок, гербарий, цветные карандаши, карточки со словами к
предложениям, аудиозапись песенки Водяного из м/ф «Летучий корабль», карточки с
условными обозначениями песков, болот и озера, схема маршрута путешествия,
контурная карта (индивидуальная и демонстрационная), учебники.
Ход урока.
1. Организационный момент, постановка целей и
задач урока.
Наша планета - Земля-
Очень щедра и богата
Горы, леса и поля-
Дом наш родимый, ребята.
Солнышко рано встает,
Лучиком день зажигает.
Весело птичка поет,
Песнею день начинает.
-Сегодня, ребята, мы с вами совершим путешествие
в места, о которых люди издавна рассказывали множество загадочных историй.
Посмотрите, на схеме я изобразила наш маршрут.
На доске:
СБОР
БАГАЖА - На этом этапе мы проверим запас ваших
знаний,
проведя тестовую работу.
ИЗУЧЕНИЕ - Мы продолжим изучение языка карт,
МЕСТНОСТИ вспомнив условные обозначения, которые
используются
на картах,
проанализируем местонахож
дение некоторых объектов.
НАБЛЮДЕНИЕ
- Узнаем новые названия
растений и животных,
ЗА
ПРИРОДОЙ их особенности, познакомимся с названиями
некоторых полезных ископаемых
ПОПОЛНЕНИЕ - Приобретем новую полезную информацию.
БАГАЖА
2. Тестовая работа (см. приложение).
3. Вводная беседа (изучение местности). - Итак, мы отправляемся в путь. Для начала
вставьте пропущенные слова в предложения, записанные на доске, чтобы получились
верные высказывания.
На доске: Начало реки- исток, место
впадения- устье. Вода в реке всегда течет вниз. На карте река
обозначается синим цветом.
Равнины- это ровные или холмистые участки
суши. Они обозначаются на карте желтым и зеленым цветом.
( Подчеркнутые
слова прикрепляются к доске по мере называния их детьми) |
-Что же часто происходит с водой на равнине? (Она
скапливается и
застаивается).
-Как называются участки суши, на которых
скапливается и застаивается вода,
вы узнаете, отгадав загадку.
На доске:
Все обходят это место:
Здесь земля, как будто тесто, Здесь осока,
кочки, мхи... Нет опоры для ноги.
(Болото) Учитель открывает тему на доске.
- Какое условное обозначение на карте соответствует болотистой
местности? (Дети выбирают из предложенных обозначений условный знак болот
методом исключения уже изученных).
- Откройте физическую карту Евразии (с. 58-59 в учебнике). Она
уже вам знакома. Посмотрите, в какой части материка наибольшее скопление болот?
(На севере). Как догадались? (Нанесено условное обозначение).
- Почему болота не встречаются на юге? В горах? (На юге вода быстро
испаряется и не успевает застояться, а в горах она не скапливается, так как
стекает вниз).
- Что же называется болотом?
Болота - это участки суши на которых скапливается и застаивается вода.
-Итак, мы с вами идем на болото. Но что это? Слышите? Чьи это голоса?
Физминутка.
(Звучит песенка Водяного и фрагмент сказки).
-Водяной
поет, что жизнь на болоте скучна, да и люди говорят о болотах негативно, все
тоскливое и унылое связывают с описанием этих мест. Послушайте, какие поговорки
я нашла.
Учитель читает:
Болото без черта не
бывает.
В болоте тихо, да жить
там лихо.
На болоте все гнилью
пахнет.
Стоячее болото гниет.
4. Ознакомление с обитателями болот (наблюдение за природой).
-На болотах живут особые растения, которые
приспособились к избытку влаги. Вы можете их видеть на гербарии. Рассмотрите
эти растения внимательно. Перед вами мох сфагнум, клюква, морошка, брусника.
Чем же они интересны? Давайте об этом прочитаем в учебнике на с.36.
Дети читают,
пересказывают прочитанное
-Мох сфагнум интересен еще и тем, что он растет
всю жизнь. Нижняя его часть отмирает и спрессовывается, образуется торф- ценное
полезное ископаемое. Люди используют его как топливо и удобрение, а так же в
строительстве, как теплоизоляционный материал.
-Давайте с вами вспомним, каких обитателей болот
упоминал в своей песенке Водяной. (Дети отвечают, называя животных, населяющих
болота). -Рассмотрите внимательно клюв кулика. Почему он такой тонкий и
длинный? (Чтобы было легко доставать насекомых из мха).
-Перечислите, пожалуйста, еще раз, какие
животные и растения можно встретить на болоте, чем они интересны и полезны.
5. Первичное закрепление (пополнение багажа).
Задание 1. Из предложенных на рисунке в учебнике вещей, выберите то,
что необходимо взять с собой, отправляясь на
болото за клюквой.
Задание 2. Работа с контурной картой.
-Раскрасьте контурную карту, соблюдая указанную
цветовую гамму. Где может находиться болото? (В низине, там, где скапливается и
застаивается вода). Нарисуйте там условное обозначение болота.
Задание 3. Охрана богатств болотистой местности.
-Соедините стрелочками рисунки с изображением
природных богатств болот с рисунками, на которых показано, как они используются
людьми.
6. Домашнее задание: с.36-38.
7. Итог урока.
-Нужно ли охранять болота? Почему? (Потому что
это часть природы нашей
планеты).
-Закончить наше путешествие мне хотелось бы
стихотворением:
Опять черемуха в цвету,
Сбежались ландыши
гурьбою...
Свою земную красоту
Природа дарит нам с
тобою.
Ты оглянись, ты окунись
В ее рассветы и закаты,
В ее лесные ароматы-
И до земли ей поклонись.
Приложение.
Тестовая работа
1. На карте изображают...
а) небольшие участки земли;
б) большие участки земли.
2. Глобус отличается от карты...
а) размером и формой; б)цветом и формой;
в) размером и цветом.
3. Равнины на карте изображаются...
а) коричневым цветом;
б) синим цветом;
в) зелёным и жёлтым цветом.
4. Река начинается с...
а) устья;
б) истока.
5. Озёра отличаются от рек тем, что вода в них...
а) течёт вниз;
б)
стоячая
|